О.П. Мулюкин, профессор, Самара
Я
очень мечтал совершить прыжок с парашютом, но как-то не заладилось: вообще
то я офицер-ракетчик, но в армии не служил, а перед окончанием Куйбышевского
авиационного института, - КуАИ (потом Самарский государственный аэрокосмический
университет, - СГАУ, а ныне Самарский национальный исследовательский
университет имени С.П. Королева), в котором нас обучали и военному делу, был
только на месячных офицерских сборах в городе Остров под Псковом, где и принял
воинскую присягу …
Военная кафедра Самарского государственного аэрокосмического университета в нынешнее время…
На военных сборах от института в городе Острове под Псковом...
Вот и вся моя армейская жизнь, а к спорту я как-то не приобщился …
В
2001 году накануне моего 55-летия у меня неожиданно появился шанс исполнить
своё желание. Мой давний друг, доцент КуАИ, ныне покойный Володя Шалавин,
известный в России спортсмен-парашютист, предложил мне совершить прыжок с
парашютом с самолета АН-2 на площадке самарского аэродрома «Смышляевка». Володя
был так щедр, что предложил мне взять с собой для компании кого-нибудь из
коллег-преподавателей, также желающего совершить прыжок. Я в то время уже
работал в железнодорожном университете (ныне Самарский государственный
университет путей сообщения), и сразу же начал искать в университете компаньона
для прыжка с парашютом.
Но, к моему удивлению, окружающие меня по рангу
службы заведующие кафедрами и профессора стали дружно отнекиваться от моего
заманчивого и бесплатного предложения, примерно следующим образом: «Я ещё
с ума не сошёл! Зачем мне это надо?!», «Да, тебе скоро 55 стукнет, чего тебе не
живется спокойно …» … и крутили пальцем у своего виска … Нашёлся лишь один
энтузиаст, - наш декан транспортного общеинженерного института Алексей
Алексеевич Бондаренко, с которым мы на
его машине приехали в указанное время на аэродром «Смышляевка» для прыжка …
На
экскурсии по аэродрому перед прыжком у
учебного самолета Ан-2 (слева направо): первый –
сопровождающий полеты, второй - Алексей
Алексеевич Бондаренко, третий – О.П. Мулюкин, четвертый – организатор
нашего прыжка, наш друг, доцент из КуАИ Владимир Васильевич Шалавин
Перед
прыжком побывал в кабине учебного самолета Ан-2, потрогал рычаги управления…
Там
нас уже ждал Володя и его друзья, спортсмены-парашютисты. Затем его друг,
женщина-инструктор по прыжкам с парашютом быстренько объяснила нам основы наших
действий во время прыжка, включая правила использования запасного парашюта,
помогла нам правильно облачиться в парашютные доспехи и усадила нас в самолет
АН-2. В самолете мы оказались по блату, - в виде «подсадных уток», так как
самолет был с парашютистами-спортсменами из Оренбурга, совершавших высотные
тренировочные прыжки, и спортсмены со своим тренером, в порядке дружбы с
аэродромным начальством, согласились взять с собой на борт и «сбросить» двух
ученых с небольшой высоты в 500 метров.
Взлетели нормально … Сидим с Лёшей в самолете на скамеечке,
за спиной заплечные чехлы с десантными парашютами и ждем команды на прыжок
… Алексею, как более тяжелому, было приказано прыгать первым, а мне, более
легкому, за ним. Сидим абсолютно спокойные, а, как потом оказалось, зря …
Во-первых, тренер спортсменов ранее контролировал прыжки спортсменов с этого
аэродрома только с высоты 1000 метров и никогда с 500 метров, и поэтому Лёшу и
меня выбросили из самолета не в той расчетной точке над полем аэродрома, и
во-вторых, как это бывает частенько, - в полёт вмешался человеческий фактор …
не мой, чужой.
На высоте 500 метров в самолете открыли овальную
дверцу: в уши ударил гул самолета, зашумел воздух за бортом … Прозвучали
последовательно команды: «Приготовиться!» и «Пошел!». Алексей спокойно выполнил
обе команды и исчез из самолета (как потом оказалось, неправильная точка
выброса его из самолета привела к тому, что он приземлился на краю аэродрома
рядом с колючей проволокой аэродромного ограждения).
Настал и мой черед … Прозвучала команда:
«Приготовится!», и я подошел к открытой дверце. Но почему-то мне показалось,
что я подошел к дверце неправильно, - не с той ноги (правую ногу я ломал в
молодости, - и, иногда, терял ритм ходьбы), и я решил подойти ещё раз, по-
новому. И тут я услышал гул-ропот спортсменов, - они решили, что я струсил. Вот
этого вытерпеть я уже не смог и выпрыгнул из самолета с неудобной ноги …
Несколько секунд я летел вниз ногами, как
солдатик, потом почувствовал толчок-торможение и понял, что парашют
раскрылся … Подумалось: «Всё в порядке, ну теперь-то полюбуюсь на землю сверху
…».
Ну
не тут-то было (в дело вмешался упомянутый мной человеческий фактор: на земле
парашют был сложен неправильно, - со спутанными стропами), - мой парашют, а
вместе с ним и я, стал вращаться вокруг своей оси, отказываясь подчиняться
рычагам управления для приземления в нужной точке аэродрома. Мелькнула мысль
(как потом оказалась неправильная) об открытии запасного парашюта, но я не стал
этого делать, правильно посчитав, что запасной парашют спутается с основным …
Затем я вставил руки между крутящимися стропами и, в конце концов, добился
прекращения вращения парашюта (вот так получилось, что вместо наслаждения
прекрасным обзором с высоты близлежащих окрестностей я большую часть полета
следил за положением строп парашюта). Но на этом мои страхи не закончились …
Пока я устранял вращение парашюта высота
полета резко снизилась, парашют перестал слушаться рычагов управления, он попал
в струю восходящего воздуха, которая понесла его прочь от аэродрома по
неведомому маршруту. Сделать было ничего нельзя, и я положился на волю Божью.
Парашют перелетел пределы аэропорта, пролетел на небольшой высоте через
расположенный за ним огражденный участок с учебными самолетами КуАИ («Слава
Богу, что не налетел на винты самолетов», - мелькнула мысль) и уже совсем на
малой высоте понесся к прилегающим к аэропорту дачным участкам, утопающих в
зелени яблонь и прочих фруктовых деревьев и кустов.
Приземлился
я на одной из дач, причем мой парашют, как чехол накрыл одну из яблонь, а я в
момент посадки закрыл себе лицо руками, чтобы не повредить глаза. Потом,
освободившись от парашютных лямок, я спрыгнул с яблони на землю … Огляделся: на
даче среди громадных яблонь стояла скверно сколоченная, маленькая хибара. Из
нее вышел полуголый, полупьяный хозяин – дачник, он оглядел парашют и спросил:
«Твой парашют?». «Мой, я сегодня первый прыжок совершил … да, вот неудачно, на
дачу, на яблоню», - ответил я. «Слушай, отдай мне парашют, я его приспособлю
…», - попросил он. Я твердо сказал: «Не могу, это не мой … сейчас приедут с
аэродрома за мной и его заберут». «Ладно!», - согласился дачник, и пригласил
зайти в его хибару. В хибаре в углу стояла огромная алюминиевая фляга, дачник
скинул накидной зажим, открыл крышку фляги и зачерпнул полную кружку
алкогольного пойла, по всей видимости приготовленной им браги, и подал кружку
мне: «Уважаю таких, пей!». Я прикинулся простаком и решительно запротестовал:
«Нам во время полетов никак нельзя, начальство заругает … разве если только
после их приезда…». Хозяин дачи удовлетворился ответом, выпил кружку, а потом
еще одну …
А в это время Володя со спортсменами (как впоследствии
оказалось они сильно перепугались, наблюдая снизу все перипетии моей борьбы с
неуправляемым парашютом и с криком «Профессор разбился!» бросились к машине и
стали объезжать все прилегающие дачи, опрашивая дачников о незадачливом
парашютисте) наконец-то нашли дачу моего приземления. Все приехавшие обнимали
меня и радовались, что я жив …
Кстати, у нас ещё были проблемы с парашютом, накрывшим
яблоню, словно шатёр. Ребята-спортсмены никак не могли его снять с яблони, так
как стропы сильно спутались с ветвями. Опиловка отдельных веток ничего не дала,
и ребята стали торговаться с дачником о магарыче, за который он разрешит яблоню
резко укоротить. Сошлись на стакане водки для него сразу и двух 700-грамовых
бутылках водки ему в запас. Яблоню так урезали, что она стала походить на
дикорастущий кустарник, парашют сняли, упаковали в чехол, и я вместе с
ребятами-спортсменами поехал в аэропорт.
Там
нас ждали …
На
аэродроме «Смышляевка» после прыжка среди коллег-спортсменов (слева направо): второй – О.П. Мулюкин, четвертый – Алексей
Алексеевич Бондаренко, седьмой – Владимир
Васильевич Шалавин
Я
и Леша взошли под аплодисменты спортсменов на высшую ступеньку пьедестала
почета, используемый для награждения спортсменов, нас поздравили с прыжком в
экстремальных условиях, стаканы вновь и вновь наполнялись водкой …
Торжества
затянулись до полуночи… Когда меня привезли полупьяного, но здорового домой, то
на ворчанье жены я ответил: «Да, ладно тебе, ну посидел немного с друзьями…».
О своем первом прыжке с парашютом жене и близким я рассказал
только через пару недель …
Что-то
не хотелось …
После этого прыжка мне часто задавали вопрос о том,
что не хочется ли мне вновь совершить прыжок с парашютом…
Сейчас, когда мне за семьдесят, отвечу на этот вопрос честно:
«Нет, не хочется! Другие увлечения...».
Признаюсь, что написал мемуары, "лежат" в ноутбуке и ждут своего часа... Но опубликую, только после выхода на пенсию...
Комментариев нет:
Отправить комментарий